Наши публикации Интересные статьи

Зеленая революция: Мода на экономию

Ведомости №160 от 27.08.2009г.


Автор —  Яна Горбатенко, Руководитель Программы инвестиций в ресурсоэффективность и более чистое производство в России IFC, член группы Всемирного банка


Не секрет, что Россия богата природными ресурсами: запасов нефти, газа и угля у нас более чем достаточно. Однако существует еще один ресурс, о котором до недавних пор почти никто не вспоминал, — энергоэффективность. Запасы этого ресурса в нашей стране огромны — в общей сложности Россия может сэкономить 45% своего первичного потребления энергии, что примерно равно общему объему энергопотребления Франции.

Зачем экономить энергоресурсы? Во-первых, энергоэффективность — это признанное во всем мире лекарство для оздоровления экологии, и в том числе предотвращения глобального изменения климата. Чем меньше энергоресурсов мы используем, тем меньше парниковых газов попадает в атмосферу. Во-вторых, чем ниже наше энергопотребление, тем меньше наши счета за электричество, тепло, газ. Поэтому политика экономии энергоресурсов выгодна и государству, и бизнесу, и каждому отдельно взятому человеку.

Например, согласно отчету IFC и Всемирного банка, подготовленному совместно с Центром по эффективному использованию энергии, в России полная реализация потенциала энергоэффективности может привести к сокращению выбросов CО2 на 793 млн т в год. В общемировом масштабе эта цифра составляет 3% от ежегодных глобальных выбросов углекислого газа, что, согласитесь, немало. То же исследование указывает, что примерно половина российского потенциала может быть реализована через финансово привлекательные инвестиции, т. е. без использования дотаций от государства. Но, несмотря на это, ресурс энергоэффективности в России осваивается крайне медленно. Что же мешает?

Бытует мнение, что достаточно поднять тарифы, чтобы все активно занялись энергоэффективностью. Рост тарифов, безусловно, важен: с повышением стоимости энергоносителей повысится и привлекательность инвестиций в энергосбережение. Но, как показывает и мировой, и российский опыт, одной этой меры недостаточно. Например, разница между промышленными тарифами на электроэнергию в разных регионах России составляет более 30%. Следуя логике «более высокие тарифы — больше энергоэффективных проектов», можно ожидать, что уровень активности предприятий намного выше в тех регионах, где цены на электричество ближе к мировому уровню. Но на практике такой связи не наблюдается. Высокие тарифы — это необходимое, но далеко не достаточное условие для реализации потенциала энергоэффективности.

Чтобы энергоэффективность стала массовым явлением в России, необходим комплекс мер, направленных на разные сегменты: бюджетные учреждения, промышленность и население. Немногочисленные энергоэффективные проекты в бюджетном секторе так и останутся пилотными, реализованными за счет западных грантов и энтузиазма отдельных людей, если бюджетные учреждения не получат возможность заключать долгосрочные контракты и распоряжаться экономией от этих проектов. Нужно, чтобы подобные стимулы и положения были зафиксированы в нормативно-правовой базе.

В 2008 г. в России заметно активизировалась разработка нового законодательства в сфере энергоэффективности. Но не хватает четкого определения зон ответственности и полномочий различных министерств, а также человеческих и финансовых ресурсов для грамотной проработки нормативной базы. Если задаться вопросом, сколько человек на федеральном уровне в течение рабочего дня занимается политикой энергоэффективности, ответ обескуражит: меньше 10. Причем кроме энергоэффективности в сферу их ответственности входят и многие другие вопросы. Если бы, скажем, нефтяники выделяли столько же ресурсов для разработки нового месторождения, каков был бы результат?

Сегодня в России налицо сильная политическая воля и желание переломить ситуацию, а энергоэффективность объявлена одним из государственных приоритетов. Но если нам нужен прорыв в этой области, нужны и детальные исследования, привлечение экспертов, создание четких технических норм и понятных экономических стимулов. Причем эти обязанности и задачи на уровне государства необходимо сосредоточить в рамках одного ведомства.

В промышленности меньше всего препятствий для повышения энергоэффективности. В отличие от школ, больниц и детских садов у предприятия экономия напрямую отражается на прибыли. Всего российская промышленность может экономить по $14 млрд в год, причем большая часть проектов окупается менее чем за три года. Сложности в этой сфере связаны в основном с общим управлением и взаимодействием технических и финансовых служб. А наиболее остро стоит вопрос с финансированием.

Главной сферой ответственности технических специалистов-энергетиков традиционно является надежность и бесперебойность энергоснабжения, а вопросы эффективного использования энергоресурсов упускаются из виду. Зачастую руководители вообще не ставят такой задачи и редко поощряют технических специалистов за достигнутую экономию. Согласно исследованию 625 российских предприятий, опубликованному в 2007 г., только 16% предприятий практикуют премии по результатам экономии энергии.

Даже в крупных компаниях главным энергетикам бывает тяжело донести до коллег-финансистов важность выделения ресурсов на проекты повышения энергоэффективности. Бюджеты капвложений, особенно в условиях кризиса, ограниченны, поэтому «выбить» ресурсы на энергоэффективность сложно. Однако именно сейчас эти меры могут давать большую отдачу, причем с меньшим риском, а с учетом растущих цен на газ и электроэнергию цена бездействия становится более высокой, чем когда-либо. Опыт показывает, что наилучших результатов добиваются предприятия, в которых собственник или директор сами акцентируют внимание на вопросе энергоэффективности, задача экономии четко сформулирована, а результаты регулярно доносятся до всех сотрудников.

Господдержка в текущей конъюнктуре должна быть направлена на энергоэффективную и экологичную модернизацию через решения, опробованные в мировой практике, такие как ускоренная модернизация и налоговый кредит. Отрадно, что они заложены в текущий вариант законопроекта об энергоэффективности, и хочется надеяться, что эти положения сохранятся и в финальном варианте.

Кроме того, при активном государственном стимулировании кредитования возможно предусмотреть критерии по повышению энергоэффективности в проектах модернизации, на которые распространяются государственные гарантии. Подобные критерии уже опробованы как международными финансовыми институтами, так и рядом российских банков, и их оценка не занимает много времени.

Беднейшие 20% населения России потребляют менее 10% предоставленных коммунальных услуг, в то время как на долю самых состоятельных 30% приходится 48% потребления. Даже возросшие тарифы вряд ли заставят обеспеченных россиян в ближайшее время изменить свои поведенческие стереотипы. Здесь необходимы решения из области социологии и психологии, для того чтобы энергоэффективность стала модной. В таких странах, как Дания, Великобритания и США, ни дня не проходит без того, чтобы ведущие издания и телеканалы не освещали темы энергоэффективности, экологии и изменения климата. В России рубрика «Зеленая революция» газеты «Ведомости» — один из первых серьезных примеров, хотя инструменты социального маркетинга активно используются в других областях и были опробованы в продвижении энергоэффективности.

В 2006-2007 гг. общественный фонд «Народная инициатива» реализовал кампанию социальной рекламы «Экономь энергию», лейтмотивом которой было продвижение использования компактных люминесцентных ламп. По консервативным оценкам, эта кампания привела к дополнительным продажам около 10 млн ламп и экономии примерно 800 млн кВт ч в год. Пока это отдельный пример, но уже сейчас очевидно, что, если пропаганда ответственного потребления станет неотъемлемой частью информационного поля в России, экономия — как в денежном эквиваленте, так и в тоннах парниковых газов — может возрасти многократно.

Особенность энергоэффективности как ресурса заключается в том, что он не принадлежит отдельной корпорации, человеку или даже государству, — это наш общий ресурс, и освоить его можно только «всем миром». И если после прочтения этой статьи вы задумались, как сократить энергозатраты своего предприятия, или даже просто выключили свет в пустом помещении, это будет еще один небольшой шаг к тому, чтобы энергоэффективность в России стала массовым явлением.